lissa23
Оптимист верит, что мы живем в лучшем из возможных миров. Пессимист боится, что это именно так.
Из Фейсбука:

А как же выглядит правильная обратная связь?
Во-первых, она конкретна. Если вы делитесь своей идеей, а человек в ответ начинает рассказывать, что у вас ничего не выйдет — это по определению не конструктивно. Другое дело, если вы попросили дать обратную связь: не слишком ли оптимистичен ваш план, не понадобится ли больше денег или времени, что еще можно улучшить, как привлечь людей?

Второй признак «хорошей» обратной связи — она направлена на доработку и улучшение вашей идеи. То есть не имеет скрытой цели напугать вас и заставить от всего отказаться, потому что это слишком долго, слишком сложно и вообще — вчерашний день и никому не интересно.

Еще один признак: грамотная обратная связь, даже если содержит элемент критики, скорее вдохновляет. Вы чувствуете, что вас и вашу идею приняли всерьез. Собеседник уважает ваше видение и вашу цель и готов помочь. С таким подходом критика не ранит, она превращается из негативного отзыва в помощь. Все, что заставляет вас чувствовать себя бессильным и неумелым, не заслуживает внимания.

Есть один случай, когда грамотная обратная связь может быть болезненна: в том случае, если вы допустили серьезную ошибку. В работе с людьми это связано с тем, что вы намеренно или случайно кого-то обидели или обошли вниманием, человек почувствовал себя плохо. В текстах это может быть дискриминация некой группы людей, неудачное слово или выражение, которое является принижающим, или невольное раскрытие личной истории, которого человек не хотел и не ждал от вас, и так далее. В таком случае отзыв может быть достаточно резким, но его стоит принять к сведению.

Отличие этой ситуации от обесценивания: даже если обиженный сильно уязвлен, он будет писать о конкретной ситуации и о своих чувствах в этот момент, а не о вашей затее в целом. Если вы сомневаетесь, действительно ли обидели кого-то или человек, как говорят, пришел «обидеться об вас» — можно пересказать ситуацию одному или двум близким людям, мнению которых вы доверяете. Такой отзыв стоит принять всерьез и учесть на будущее. Но разрушать ваше чувство самоценности он не должен. Ошибки делаются для того, чтобы учиться на них в дальнейшем, но не для того, чтобы отчаиваться и все бросать.

@темы: Интересное